Сказ про то, как я первый раз использовал по назначению запасной парашют, и, заодно, до кучи, еще развесился на ЛЭП!)
В посте встречаются непонятные парапланерные термины. Не пугаться! ))
11 июня, 2007 года я в первый раз полетел на параплане.
13 июня, 2014 года я в первый раз бросал запаску и развешивался на проводах ЛЭП.
Начиналось все в штатном режиме.
А, стоп, хотя, не совсем в штатном. Первая затяжка была с завязкой на клевантном ряду, с правой стороны. Выпускающий оповестил в рацию, оставив принятие решения под мою ответственность. Оценив ситуацию, решил не останавливать затяжку, не отцепляться - не сильно критично, задняя кромка была совсем немного поджата. Затянулся, слегонца компенсируя весом, отцепился, опустился, приземлился, устранил завязку, разложился на старте.
Вторая затяжка, все ок - затянулся, отцепился, поймал поток, покружил над стартом, выбрал под базу, попрыгал, опять же над стартом, из потока, в поток, и потом дернул в сторону Каменки, сбегая из под тучки, из которой сначала пошел дождь, а потом и град посыпался. Уже за, и над Каменкой ловил какие-то совсем мелкие потоки на высоте 300-500 м., постепенно сносясь по ветру в сторону старта. Высоты было маловато и поэтому, в качестве резервного варианта, если не поймаю никакого потока, планировал сесть рядом с заправкой ТНК, на трассе М6. Для себя отметил ЛЭП, которая проходит между Каменкой и заправкой. Как раз, пролетая над ЛЭП (высоты около 300м.) поймал очередной слабенький поток, решил его выкручивать, сделал примерно полтора оборота, после чего произошел срыв крыла, с последующим клевком, который, как я потом проанализировал, я компенсировал слишком рано, не дал разогнаться крылу, вследствие чего ушел в каскад.
Почему произошел срыв крыла, чесслово ничего вразумительного сказать не могу. Клеванты были затянуты не больше, чем обычно при обработке потока. Затем крыло весло себя так, как будто попало в смерч. Его швыряло, кидало, схлопывало, закидывало, короче, дискотека по полной программе.
Запаску выкинул, по моим ощущениям, метрах в 40. Запаска вышла и раскрылась четко, спасибо Андрею Алепову! Пролетел аккурат между двух проводов (расстояние между проводов около 3-х метров), крыло и запаска легли на провода, дополнительно компенсировав скорость, приземлился очень мягко, коснулся земли ногами, после чего меня слегка подняли, подпружинив, провода, и дальше окончательно встал на ноги.
Сразу после приземления услышал сверху два разряда с интервалом в пару-тройку секунд – по всей видимости, провода сошлись под моим весом. Очень быстро выстегнулся, подвеска осталась висеть на высоте около полутора метров над землей, больше разрядов не было.
Рация под ЛЭП очень сильно фонила, поэтому отзвонил на старт, доложил, что в полном порядке, абсолютно без травм, скоординировал место приземления.
Практически сразу после приземления остановилась проезжавшая мимо машина, мужчина и девушка поинтересовались, не нуждаюсь ли я в какой помощи, посочувствовали, я поблагодарил их и отослал восвояси.
До приезда команды снял с проводов запаску, отцепил подвеску, снял один конец, второй запутался и ощутимо раскачивал провод, при попытках его сдернуть.
Подъехавшая команда убедилась в моей целостности, выразила все свои чувства от произошедшего в вольной словесной форме, зафотодокументировала развес,
и дружно приняла участие в стаскивании крыла с проводов, как советами, так и посильной помощью. Изначально было предложено два варианта – резать стропы, либо поддеть конец каким-нибудь подручным дрыном. В итоге обсуждения решили дрын не использовать, сырая погода, ну его нафиг к проводам лезть, заземляться.
Прежде чем резать стропы попытались стянуть конец попеременно подтягивая-продергивая разные стропы. Попытки увенчались успехом, конец стянули с проводов, уложили все в багажник, поехали на старт. Все.
По итогам:
1 – Не хватило опыта отработки сорванного крыла. Проанализировав постфактум, понимаю, что скорее всего тупо задушил его, не дал разогнаться, при первом клевке. Да и потом, если бы отпустил клеванты, дал бы разогнаться посильнее, скомпенсировал, приотпустил бы плавно после этого, скорее всего, успел бы выправить и обойтись без запаски. А так – крыло плясало надо мной, как будто в него демоны вселились, а я его пытался удержать. Короче говоря, недостаточный опыт вывода крыла из нештатных ситуаций. Обязательно нужно ехать на SIV!!!
2 – Подфартило мне не по-детски!
- попал в промежуток около 3-х метров между проводами
- попал на самую низкую ЛЭП из трех проходящих там.
- попал на самую низкосвисающую часть этой ЛЭП - не висел в воздухе, ножками не болтал.
- не оборвал провода
- запаска вышла и сработала чётко!
3 – Менять стропную систему - оплетку строп одной консоли пожгло разрядом, когда провода сошлись, и под замену несколько секций, либо рипстопить – купол «побило» разлетевшимися от разряда искрами.
4 – Покупать новую запаску – порвалась одна из секций.
5 – Покупать камеру и прибор с GPS
6 – SIV!!!
Спасибо огромное команде парадрома и пилотам прибывшим на место ЛП, оказавшим моральную и физическую поддержку!
Отдельно хочу отметить состояние собранности, ясности мыслей во время ЛП и последующего спокойствия - практически без дрожи в руках и адреналинового передоза. Прям даже как-то странно. И потом тоже не накрыло, весь оставшийся день просто прошел в каком-то задумчивом состоянии.
Вечером, в лагере, естественно, проставлялся коньяком и отмечал ДР )))